Стереотипы или автоматическое поведение

Стереотипы или автоматическое поведение

Стереотипы! Что это такое и откуда они берутся? И более того, зачем они нужны и нужны ли они вообще человеку? Хорошо ли это или плохо? Вопрос очень сложный! Стереотипами мы пользуемся постоянно и практически не замечаем автоматизм своего поведения.

Что же такое стереотип? У меня нет 100% правильного ответа на этот вопрос! Я знаю, что стереотип это автоматическое поведение человека на ключевую информацию, помогающая принять решение в конкретной ситуации!  Стереотип можно представить в виде ярлыка на рабочем столе вашего компьютера! Если вы уже когда-то запускали этот ярлык, то вы уже заранее знаете, какая программа в этот момент откроется. Так же и здесь, стереотип это своего рода «ярлык» (автоматическая реакция на полученную информацию от органов чувств), запустив который, человек выполняет определенное действие, автоматически не прибегая к анализу и осмыслению своих действий, потому что это действие он делал уже многократно.

.

Одним из ярких примеров является стереотип «дорогое = хорошее». Приведу пример из книги Роберта Чалдини из отчета аспиранта школы менеджмента !

Мой сосед – ювелир, владелец магазина старинных драгоценностей и украшений – однажды рассказал мне, как он на собственном опыте убедился в существовании стереотипа «дорогое = хорошее». Один его приятель искал свадебный подарок для своей невесты. У ювелира как раз было прекрасное ожерелье стоимостью 500 долларов, которое он был готов уступить своему другу за 250 долларов. Как только приятель увидел ожерелье, он пришел в восторг и пожелал приобрести его. Но когда он узнал, что ожерелье стоит 250 долларов, то сразу погрустнел и начал сбивчиво отказываться, объясняя, что ищет для своей невесты «что-нибудь действительно стоящее».

.
На следующий день ювелир, наконец, догадался, что происходит. Он позвонил приятелю и сказал, что в магазин привезли новое ожерелье, похожее на прежнее, но гораздо лучше. На этот раз он поставил прежнюю цену – 500 долларов. Приятель пришел, увидел ожерелье и счел его стоимость приемлемой. Он уже собрался оплатить покупку, когда ювелир сказал ему, что сбавляет цену наполовину в качестве свадебного подарка. Приятель не мог найти слов от радости. Он купил ожерелье за 250 долларов и чувствовал себя не разочарованным или обиженным, а счастливым.

.

Ожерелье было тоже самое, что и в первый день, только ювелир решил продать его в 2 раза дешевле. Парень, не разбираясь в качестве ювелирных изделий, увидев  цену в 500$ на понравившееся ему ожерелье, решил эту стоимость достойной для свадебного подарка. Такое мышление есть, ни что иное как результат автоматического стереотипного поведения по принципу «дорогое = хорошее», где цена играла роль ярлыка для принятия решения о покупке. Имея такие знания, ювелир как и планировал, снизил сумму вдвое до той цены, за которую и хотел продать это ожерелье. Покупатель остался доволен и велика вероятность, что такой человек будет всем своим друзьям рекомендовать этот ювелирный магазин, где он купил ожерелье со скидкой в 50%.

.

Следует также отметить, что стереотипное автоматическое мышление работает только в том случае, когда человек не разбирается в качестве товара и как правило у него нет столько времени, чтобы тщательно проанализировать сложившуюся ситуацию в целом. Опираясь на доступную информацию (а данном примере это цена, которая играет роль запуска для автоматического поведения), человек принимает решение, не прилагая при этом особых усилий. Пример работы стереотипа по принципу «дорогое = хорошее» можно представить себе следующим образом…

.

stereotip

.

Другим примером такой манипуляцией стереотипного мышления населения по принципу «дорогое = хорошее» является увеличение цены алкогольной марки Chivas Scotch Whiskey в 1991 году, где продажи виски резко возросли после того как на него была установлена цена превышающая цену конкурентов.   Стереотипы создаются искусственно рекламными компаниями на протяжении долгого времени. А это уже в свою очередь является частью огромной системы социального программирования сознания населения, где каждый член общества по замыслу, должен выполнять одни и те же действия, что и другие люди. Чтобы населением было проще управлять и сделать из людей потребителей, надо сделать каждого члена общества похожим друг на друга! Одинаковые привычки, мышление, мысли, поведение и так далее. Людей воспитывают по правилу «Вы получаете то, за что платите» и это правило подтверждается в их жизни многократно. Затем это постепенно превращается в стереотип.

.

Безусловно, существуют люди, которые не действуют по стереотипу «дорогое = хорошее» и такие люди, как правило, относятся к выбору более тщательно. Собирают информацию о товаре из доступных источников! Анализируют все плюсы и минусы и принимают решение о покупке конкретного продукта. Такому человеку продать другой товар посредствам манипуляции уже не получится. Такой человек четко знает, какой товар ему нужен!

.

 Другим, но уже более сложным примером является стереотипное мышление девушек при знакомстве с парнем  на улице. Выглядит примерно так «парень подошел на улице = наверно  хочет познакомиться» (следует также учитывать, что так мыслят не все и в большинстве случаев так думают девушки, имеющие привлекательную внешность). Многие девушки считают, что парень хочет познакомиться и в соответствии со стереотипом меняют свою модель поведения. Это становиться понятно после нескольких сотен уличных знакомств. Забавно, но когда начинаешь общаться с таким девушками, то многие из них отвечают практически одинаково. Типа «Я не знакомлюсь на улице» или «Я спешу, у меня нет времени» и т.д. Чем чаще к девушке подходят знакомиться парни на улице, тем быстрее у неё формируется стереотип «парень подошел на улице =  значит хочет познакомиться», где ответной реакцией будет автоматическая модель поведения в зависимости от других стереотипов когда девушка, на основе своего мировоззрения относит парня к «нормальному» с которым можно о чем-то поговорить или же к «не нормальному» с которым и говорить даже не стоит. Но тут еще многое зависит от ситуации! Мягко говоря, попахивает двоичной логикой

.

Обратный пример отсутствия стереотипного мышления мне рассказал мой знакомый, когда он побывал в Минске и знакомился там с девушками в метро. Каждый раз, когда он подходил к девушке познакомиться, она удивлялась и говорила, что у неё это впервые, и она не знает что ей делать и как говорить. Такая реакция была у всех девушек, с которыми он знакомился в метро.  Невольно после такого эксперимента напрашивается вывод, что если у девушки нет опыта таких знакомств, то они не знают как им себя вести и что при этом делать. Их модель поведения в такой ситуации еще не сформирована.

Загрузить Adobe Flash Player

Оставить комментарий